Невероятное событие по Гоголю в постановке Ильи Славутского удивило Москву необыкновенной добротой и почти водевильной прелестью.

Примечательно: все комплименты, которые хочется адресовать спектаклю, созданному Казанским Академическим Русским Большим Драматическим Театром имени В. И. Качалова, оказываются едва ли не ругательными в Москве. Симпатичный, добрый, веселый, простой, забавный, милый и многие другие эпитеты. Почему-то зачастую такие нехитрые качества спектакля становятся неинтересными столице. Кажется, очень зря.
Именно этот спектакль очень ярко показал, как можно соскучиться по простой и незамудренной постановке без втородонного мира, без притягивания рефлексий на рефлексию, без сложного кроя и вывернутого сюжета. Без необходимости выходить из зала другим человеком. Иногда очень хочется остаться собой.
Кажется, простая постановка «Женитьбы» Гоголя – очень сложная штука. А Казань так здорово и, кажется, запросто справилась.

В небольшое пространство Малой Сцены Театра им. Вахтангова ловко вписались две винтовые лестницы и черный задник с перевернутым печатно-газетным городом, в котором, вестимо, происходит будущее невероятное событие.
Надворного советника Подколесина (Илья Петров) первая сцена застает прикорнувшим в кресле-качалке под газетой, из которой Иван Кузьмич зачитает заметки, созвучные новостям реальности зрителей: в мире непорядки – часть Испанской страны хочет отделиться, а одна барышня вовсе на престол взойти вздумала. Главная новость с территории «другого Гоголя» («Записки сумасшедшего») о том, что «Земля сядет на Луну» становится первой музыкальной зарисовкой постановки. Странный проход-хоровод персонажей, заговаривающих новость, закручивает и начинает действие.
Главный интриган и виновник последующих событий – Кочкарев Илья Фомич в исполнении Марата Голубева – в почти демоническом, абсолютно черном облачении – с тростью и в цилиндре – появляется у друга и начинает хулиганить гоголевские хулиганства.

Вообще, очень уж красивые костюмы у Елены Четвертковой в этой постановке получились. Залюбоваться. Одни наряды невесты (Елена Ряшина) чего стоят! В целом, визуальный образ Агафьи Тихоновны оказался забавно рифмованным с очень ярким каноном изображений Елизаветы Первой – выбеленной лицо, гофрированные манжеты и фактурные воротники платьев из жестких тканей, забранные рыжие кудри – то в высокую прическу, то под нелепый головной убор. А актерская подача – презабавнейшая – грубоватый заниженный голос, комическая деревянность пластики. Чудесная гоголевская невеста вышла.

И женихи – один другого краше. Широкоплечий до смеха и ушлый до жалости Иван Павлович Яичница (Александр Малинин) контрастирует с изящным и миловидным Никанором Ивановичем Анучкиным (Алексей Захаров). Лихой и отчаянный Балтазар Балтазарович Жевакин (Виктор Шестаков) забавно соперничает с крепким видным купцом Алексеем Дмитриевичем Стариковым (Илья Скрябин). На их комическом фоне неприметный – без особенных внешних характерностей – Подколесин в своем хорошо скроенном, пусть и оттененным синими узорчатыми лампасами и броской оторочкой ворота, но все-таки невзрачном сером костюме не кажется яркой фигурой. Этим, сам того не приметив, Иван Кузьмич распыляет азарт в своем друге, который заплетает интригу так, чтобы все случилось по его воле. Интересно, что привычный акцент мотива случившегося смещен с соперничества «свах» на эгоистический «спортивный интерес» Кочкарева. Поэтому сваха у невесты (Надежда Ешкилева) – не ушлая и суматошная сумасбродка, а миловидная и рассудительная женщина.
Лирику в спектакле разливает менуэт под трогательную песенку о ласточке. Конечно, эта «Ласточка» очень идет влюбленным (ли?) героям. А актерам – эти музыкальные зарисовки.

Ужасно здорово в спектакле выточена неловкость. Ее много – она то и дело возникает между женихами, а потом и между скорыми и неудавшимися в итоге женихом и невестой. Молчание наполнено этой неловкостью, неудобством. Герои переминаются с ноги на ногу, пересаживаются со стула на стул – неловкость неприятна даже физически. Во время знакомства-чаепития из этой неловкости рождается прелестная интермедия с оркестром чайных ложечек.

Спектакль решен довольно нехитро и очень просто, но вовсе не очевидно и совсем не примитивно. Он не заставляет своего зрителя меняться, не вынимает из автора неизвестное раньше, он разрешает и помогает вспомнить то, как сложно просто читать комедию.

Кажется, сейчас такие талантливые напоминания очень нужны.

Евгения Ноздрачева

Источник: https://vk.com/theaterbiennale?w=wall-151567138_122