Качаловский театр открыл 225-й сезон и сразу же предложил публике премьеру – комедию Пьера Огюста Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Спектакль, на котором побывала корреспондент «Реального времени», оказался удивительно современным и еще раз подтвердил завидный профессионализм качаловской труппы, а также то, что Пушкин оказался… хорошим пиарщиком.
Все в белом
«Наше все» Александр Сергеевич как всегда оказался прав, советуя при приступах «подобной англицкому сплину» русской хандры пить шампанское или… читать «Женитьбу Фигаро». Именно этот рецепт веселящего ум и душу действа предлагает нам Качаловский театр.
Новый спектакль легок и визуально, и по линии действия. Стеклянные раздвижные ширмы, придающие воздушность, белая мебель а ля прованс – сценограф Александр Патраков точно угадал легкость комедии Бомарше. Еще один несомненный плюс спектакля – делать костюмы было поручено известному российскому дизайнеру, владельцу марки RUSTAM Рустаму Исхакову.
Исхаков, фантазер и выдумщик, любящий не просто делать коллекции два раза в год к сезонам, а придумывать для них «сюжеты», показавший однажды в Каннах историю женщины и назвав ее «Я как объект искусства», кажется, обрел второе дыхание, делая костюмы уже для второго спектакля качаловцев. Он упорно повторяет «жизнь в искусстве» одного из своих кумиров – Вячеслава Зайцева, любящего работать с театрами.
На этот раз Исхаков одел актеров в белые одежды – пышные, почти балетные пачки, юбки, двубортные короткие пиджачки, сюртуки и т.д. И все это непонятной эпохи (история Фигаро может случиться где угодно и с кем угодно), и все это красиво, стильно, с настроением!
И когда весь в белом выходит на авансцену театральный оркестрик, начинает играть и, благодаря новейшим механизмам новой сцены, плавно опускается вниз, в невидимую нам оркестровую яму, мы сразу же попадаем в плен, мы предвкушаем эту элегантную французскую комедию, эту стихию юмора, через который то там, то тут промелькнет нечто серьезное, важное и даже печальное. Как всегда, у Александра Славутского.
Фигаро здесь?
«Безумный день» — вторая часть трилогии о Фигаро. Он помог Розине и графу Альмавиве пожениться, прошло три года и Фигаро сам готов обзавестись семьей. Но тут его подстерегают вещи непредвиденные. Вот, очень кротко и схематично, фабула «Безумного дня».
«Легко о серьезном» — вот, пожалуй, девиз этого спектакля. Легко разошлись ширмы, легко протанцевали полотеры, легко пошли диалоги. Любовь, измена, интриги – французская комедия без этого невозможна! Но легкость этого спектакля Александра Славутского не исключает очень серьезные подтексты. Прекрасно обученная труппа работает органично и чувствуя стиль, правда, есть исключения, но они незначительны и не будет упоминать никого пофамильно.
Все строится вокруг Фигаро, он движет интригу. Илья Славутский в этой роли – воплощение хорошего актерского вкуса, даже в откровенно гротесковых кусочках ему не изменяет чувство меры. Его Фигаро умен, намного умнее графа, он изобретателен, он безумно обаятелен. И он грустен, он глубок, он понимает несправедливость положение умного человека, который должен зависеть от не очень умного господина. Фигаро талантлив – это без сомнения. В какое-то мгновение вспомнился Глумов, которого играет Илья Славутский. И у него, и у Фигаро есть «моменты истины», просто Фигаро, в отличие от Глумова, более порядочен.
В спектакле целая россыпь блестящих актерских работ. Граф Альмавива (Илья Петров) – не антипод Фигаро. Он такой, какой есть. Не очень умный, немного заносчивый, в принципе, безвредный. Петров чуть-чуть шаржирует свой персонаж, делая его немного гротескным, и это точно ложится в русло замысла автора. И опять-таки стоит сказать о чувстве стиля и вкуса, которые не изменяют актеру.
Сюзанна (Ксения Храмова) немного легкомысленна, но женского обаяния ей не занимать. Девушка с характером, явно будет управлять Фигаро. Графиня Розина (Елена Ряшина) – одна из удач спектакля, где, повторюсь, целый букет отличных актерских работ. Ряшина — актриса, которая тяготеет к гротеску, к нарочитой, когда это нужно, «школе представления». А во времена Бомарше во Франции и не было другой. Она так точна в каждой фразе, так «полифонична», с таким блеском проводит сцену подмены Сюзанны в сцене с графом!
Марселина (Светлана Романова) – словно хорошо отшлифованный бриллиантик. Смешная, трогательная, актриса безукоризненно чувствует стихию комедии, ее органика кажется фантастической. В принципе, Марселина – небольшая роль, но мы видим и характер, и судьбу, и историю этой немножко нелепой, но такой трогательной женщины.
А есть еще уморительно-смешной Керубино (Алексей Захаров), трогательная Фаншетта (Алена Козлова), неподражаемый в своем винном угаре Антонио (Марат Голубев), величественный и оттого комичный Базиль (Илья Скрябин), чью очередную удачу хочется отметить особо. Есть милые барышни-камеристки и юноши-полотеры, роли которых без слов, но они так органично создают атмосферу спектакля, так самозабвенно и с таким удовольствием работают на сцене!
«А правда ли, что Бомарше…»
Александр Славутский в качестве первой премьеры на новой сцене создал спектакль-праздник. Это праздник, когда отсутствует грубый смех, а все происходит комильфо, изящно и породисто. Праздник, когда мы смеемся шуткам, но где-то в глубине, совсем чуть-чуть, но все же есть грусть и раздумье. О чем? О многом, в том числе, о несовершенстве мира. И о том, что это данность, и ее уже не исправить. Увы…
«Фигаро – это я», — перефразируя известное выражение своего соотечественника Гюстава Флобера, мог бы сказать Бомарше, сын часовщика, сумевший приблизиться к королю Франции. Не с себя ли он писал героя «Безумного дня»?
«А правда ли, что Бомарше кого-то отравил?» — эту тему обсуждают Моцарт и Сальери в «Маленьких трагедиях» Пушкина. И приходят к выводу, что нет, он был для этого слишком несерьезен. За Бомарше ползла слава отравителя его первой жены. Он купил дворянство и, наверное, мог поступиться многим, когда делал карьеру. Одним словом, знал, как это ладить с сильными мира сего, чтобы остаться в выигрыше. «Безумный день» у Александра Славутского, этот спектакль сильных ансамблей, и об этом тоже.
Татьяна Мамаева
Фото: Роман Хасаев
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/14517