В театре Качалова состоялась очередная премьера этого года. На этот раз режиссером спектакля выступил не привычный зрителю худрук театра Александр Славутский, а приглашенный режиссер из Петербурга Григорий Дитятковский.
Как рассказал Дитятковский, мысль о сотрудничестве витала уже много лет, еще до реконструкции Качаловского театра, но осуществить ее удалось лишь в этом году. Пьеса Мольера была предложена Александром Славутским, и петербургский режиссер не мог устоять от такого совета, хотя раньше никогда «Дон Жуана» не ставил.
— Обычно, когда приезжаешь в другой театр, в голове у тебя несколько пьес, которые здорово было бы поставить. Когда знакомишься с артистами, пьесы они сами начинают стучаться в дверь. Ты видишь состав, людей, и ты понимаешь, что они встречаются в тех или иных пьесах. А здесь произошло иначе. Александр Яковлевич просто попросил обратить внимание на список пьес, которые его интересуют. Когда я увидел этот список, то понял. Что отказываться будет не совсем корректно, потому что в нем были выдающиеся произведения мировой драматургии. Там был «Дон Жуан», было «Коварство и любовь» Шиллера, был «Идеальный муж» Уйальда, — поделился Григорий Дитятковский.
Работа над спектаклем длилась 3,5 месяца. Как рассказал режиссер, изначально видение пьесы представлялось совершенно иным, окончательная концепция родилась по ходу репетиций, которые, к слову, длились целыми днями. В процессе подготовки к спектаклю был изучен даже подлинник Мольера, пересмотрены разные переводы пьесы и выбран наиболее подходящий.
— Перевод всегда страдает. Фонетическая энергия пьесы на родном языке огромна. Островский есть Островский, его перевести на другой язык, это будет просто сюжет. Он звучит сочно, вкусно, по-русски. А здесь следы перевода откладывают свой отпечаток, больше информации, чем сочного вкусного слова. Мы нашли перевод не такой кондовый, пытались даже разбавлять его своими допусками. Страшно интересно, как этот текст будет восприниматься зрителем, — рассказал режиссер.
Вообще Дон Жуан Мольера — это непривычный многим простой обольститель женщин, он человек, протестующий против уклада общества. Наиболее ярко этот протест виден во второй части спектакля, в его монологах и разговорах со своим слугой Сганарелем. С одной стороны это циник, губитель жизней, а с другой стороны, из его уст звучит горькая правда жизни, он лишь яркий пример типичного представителя общества. Этим и интересна пьеса, и сам спектакль, в этом его конфликт.
Главные слова, которые характеризуют Дон Жуана, дважды произносит его помощник во всех делах, его правая рука Сганарель: «Он не глупец! А лишь мужчина, да так, что неспособен век любить всего одну».
Великолепна сценография «Дон Жуана». Дитятковский прекрасно чувствует сцену и ее возможности, аудиальные и визуальные возможности. Несмотря на первый взгляд кажущуюся простоту декорации, неяркость, однотонность костюмов, спектакль наполнен интересными решениями. Игра светотеней, звуки шуршавших и шлепающих шагов, эффект замедленного действия, который придает сценам еще большую комичность, — все эти приемы стали яркими украшениями «Дон Жуана».
Поразительна и сцена появления статуи командора. Когда один из слуг Дон Жуана вдруг становится безмолвной величественной статуей. Настолько сильной была эта сцена и по визуальному эффекту, и по эмоциональному, что в зале не смогли сдержать восторг перед гением и зааплодировали.
— Когда ты понимаешь, что нужно сочинить статую, придумать историю, которая была бы адекватна тому, что написано. Читаешь на бумаге: «и статуя заговорила», как-то смешно, а там же страшно. И вот как сделать это, чтобы было страшно, но с другой стороны и красиво. Бесконечно идут какие-то варианты, — поделился Дидятковский.
Воплотить все это чудо в жизнь режиссеру помогали художник-постановщик Александр Патраков, художник по свету Евгений Ганзбург из Петербурга и художник по костюмам Ирина Цветкова.
Нельзя не отметить и самих актеров. Илья Славутский, сыгравший главную роль, был убедителен и очарователен. Не раз он вызывал шквал аплодисментов. Украсил спектакль и помощник Сганарель, которого сыграл другой заслуженный артист Татарстана Марат Голубев. А сцена борьбы двух крестьянок за сердце Дон Жуана была одной из более динамичных и эмоционально веселых. Этих двух девушек сыграли Алена Козлова и Елена Казанская. Прекрасны и сцены сицилийских песен, которые исполнила свита Дон Жуана.
Казань приняла премьеру на «Ура!!!». А это значит, что продолжению сотрудничества между режиссером и театром Качалова быть.
Анна Главатских
Источник: http://sntat.ru/kultura/34208-don-zhuan-ocharoval-kazanskuyu-publiku