Премьерой спектакля по одноименной пьесе Михаила Булгакова «Бег» открылся 227-й театральный сезон Качаловского театра. Режиссер-постановщик — Александр Славутский. Спектакль-фантасмагория, где в круговороте пронзительного вальса трагедия сливается с фарсом, реальность — с мистическими видениями, абсурд обстоятельств — с искренностью чувств, любовь — с тоской по родине.
Знаменитая пьеса Михаила Булгакова, написанная в 1928 году, но так и не поставленная при жизни автора, по сей день остается размышлением о людях, выбор перед которыми ставит время, о судьбе страны и, конечно же, о любви. Яркие, эмоциональные, темпераментные характеры переломной эпохи гражданской войны помещены Булгаковым в фантасмагорическую атмосферу полусна-полуяви, в котором трагическое соседствует с ироническим гротеском и обращает всю свою мощь прямо на зрителя.
Сценическая история произведения довольно скромная: не более десятка постановок. Глобальность темы, смешение жанров и загадочные авторские ремарки нередко отпугивают постановщиков.
Работа над пьесой заняла полгода. По театральным меркам это весьма небольшой срок, но в спектакле оказалась задействована практически вся труппа. Зрители это оценили — зал был переполнен и свободных мест не было.
Спасение — в любви
На сцене практически не было реалистичных декораций — все образно и весьма условно. Лишь металлические конструкции, которые вращали актеры, создавали хронотоп. Для режиссера не столь важно, где Крым, где Париж, а где Константинополь, — бег он и есть бег, откуда бы ни бежать.
Но бег Славутского оказался в ритме трагического вальса «Цветущие воспоминания» Энрико Росси. «Как же давно это было, и лишь меня ты любила. И лишь ночами во сне юность приходит ко мне».
— Очень понравился! Он достаточно тяжелый и необычный, но на меня произвел большое впечатление! Даже тот факт, что спектакль идет около четырех часов, не помешал мне смотреть его с большой вовлеченностью и интересом. Если у Булгакова это были завораживающие сны, то здесь мы полностью находимся в реальности. Особенно этот вальс, звучавший весь спектакль в разных тонах, я думаю, что он еще долго будет играть у меня в подсознании, — делится своими впечатлениями зрительница спектакля Елена Чуракова.
«Этот спектакль — за гранью рационального понимания зрителями»
Театральная постановка раскрывает тему человека, вырванного из привычного круга жизни и ввергнутого в мясорубку катастрофы, человека, который, лишившись всего, заново учится жить.
Последние месяцы Гражданской войны. В хаосе боев и скитаний, случайных встреч и расставаний переплетаются судьбы людей, ставших изгнанниками на своей земле. Последние бои за Крым, бегство за границу, тяготы эмиграции в Константинополе, поиски счастья в Париже… На этом пути, наполненном накалом страстей, выбором между жизнью и смертью, единственным спасением остается только любовь.
Серафима в исполнении Елены Ряшиной, ненужная мужу и отвергнутая им, — истинная петербургская дама, о которых пишут поэты.
И Голубков, каким его играет Алексей Захаров, — сын петербургского профессора-идеалиста, приват-доцент, в котором прочитывается вся русская интеллигенция. Война помогает героям найти любовь, а любовь помогает выжить.
Генерал-майор Чарнота (Илья Славутский) и его боевая подруга, походная жена Люська (Надежда Ешкилева) — люди, которые просто зацепились друг за друга в обстоятельствах Гражданской войны. И даже ее прощальный крик, полный тоски о былом: «Чарнота! Купи себе штаны!» показывает, что любовь здесь еще не вычеркнута.
— Этот спектакль — что-то на пределе. За гранью рационального понимания зрителями. Это одновременно что-то очень глубоко личное и остросоциальное. Не могу дать объективную оценку. После первой половины даже хотели уйти — не понимали концепцию, но все же остались и совсем не пожалели, — говорит Марат Суглов.
После премьеры зрители больше пяти минут не отпускали актеров, вызывая их на поклон.
Мария Рудакова
Источник: https://kazanfirst.ru/articles/444684
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.