В Качаловском театре прошла премьера комедии Пьера-Огюстена Карон де Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро»

Комедиям о похождениях плута и пройдохи Фигаро, любимце автора-придумщика Бомарше уже почти 350 лет.

Дьявольщина, до чего же хорош английский язык! Знать его надо чуть-чуть, а добиться можно всего. Кто умеет говорить god-dam, тот в Англии не пропадет. Вам желательно отведать хорошей жирной курочки? Зайдите в любую харчевню, сделайте слуге вот этак (показывает, как вращают вертел), god-dam, и вам приносят кусок солонины без хлеба. Изумительно! Вам хочется выпить стаканчик превосходного бургонского или же кларета? Сделайте так, и больше ничего. (Показывает, как откупоривают бутылку.) God-dam, вам подают пива в отличной жестяной кружке с пеной до краев. Какая прелесть! Вы встретили одну из тех милейших особ, которые семенят, опустив глазки, отставив локти назад и слегка покачивая бедрами? Изящным движением приложите кончики пальцев к губам. Ax, god-dam! Она вам даст звонкую затрещину — значит, поняла.

ПЬЕР ОГЮСТЕН КАРОН де БОМАРШЕ

Вы не поверите! Едва зазвучали последние аккорды и рампы начали затухать, а большой зал Качаловского театра вздрогнул от шквала аплодисментов, мне так и хотелось, поцеловав кончики пальцев, привстать на цыпочках и послать этот воздушный поцелуй на сцену, актерам: «God dam, Фигаро»!

Комедиям о похождениях плута и пройдохи Фигаро, любимце автора-придумщика Бомарше уже почти 350 лет. Изменился мир, но не изменились людские страсти и слабости.

ИСТОРИЯ НА ВЕКА

Тем, кто в силу своего возраста не застал на экранах телевизоров блистательную телеверсию 1974 года знаменитого спектакля Московского театра Сатиры в исполнении блистательного актерского ансамбля — Александра Ширвиндта, Веры Васильевой, Андрея Миронова, Нины Корниенко, Татьяны Пельтцер, напомню сюжет: Фигаро, дворецкий графа Альмавивы, собирается жениться на горничной графини Розины Сюзане. Однако Сюзанна приглянулась и самому графу. Несколько лет назад Альмавива, женившись, не без помощи Фигаро, на прекрасной девушке, отменил право первой брачной ночи. Теперь он жалеет об этом, и хотел бы в тайне вернуть старый обычай. Сюзанна категорически против интимных встреч с графом и рассказывает своему жениху про коварный замысел и предательство Альмавивы. Месть вельможе была тонкой и поучительной – обманутый графиней, Альмавива проводит время в беседке наедине с ней, воображая, что ласкает служанку Сюзанну.

ТОНКОЕ КРУЖЕВО ИСПАНСКИХ ИНТРИГ ПО КАЗАНСКИ

Из-за недовольства короля Людовика XVI, Бомарше перенес действие пьесы из Франции в Испанию. Александр Славутский Испанию оставил, но какую – дерзкую в костюмах, величавую в жестах, знакомую по названиям! Юбилейный, 225-и сезон справедливо можно назвать свадебным сезоном: открылся бело-кремовым праздником под звуки романсов о любви. И пьеса, пьеса – о самом вечном и добром, о том, что примиряет нас всех, и двигает нас к различным жизненным высотам.

Итак, «Безумный день или …». Всю суть комедии Бомарше – хитросплетенье сюжета и интриг, декораторы воплотили в кружево ширм и декораций на сцене. Узелки, виньетки, марево почти муранского стекла на декоративной конструкции, превращающей сцену то в блистательные покои графа или графина, то в великолепный графский сад. От преобладания белого в костюмах слепит на миг глаза, но ведь это – свадьба!

КОМЕДИАНТЫ

Главные действующие лица предстают перед зрителями уже в торжественных нарядах. Бело-кремовые костюмы и юбки, кокетливые шляпки и вуали, сюртуки и судейские мантии – оглушительно-ослепительный взрыв эмоций и умело заданный настрой от режиссера и художника постановщика.

Граф – по-Донкихотски долговяз и все не может расстаться со своим оружием. По закону жанра ружье, висевшее на стене, в конце пьесы должно выстрелить. Оно и стреляет. Но не однажды, а всякий раз, когда Альмавива (Илья Петров) возмущается и ревнует. Эта канонада в театре слышна очень часто, поскольку себялюбивый граф, пытающийся зацепить сливок из чужого кувшина, яростно защищает свой, отправленный им же в отставку.

Величавые жесты ладошки графини Розины (заслуженная артистка ТатарстанаЕлена Ряшина) и Сюзанны (Ксения Храмова) ее горничных наполняют зал неслышимыми, но воображаемыми, звуками испанских кастаньет. Интриги, которые создают женщины на сцене – это воплощение каждых па танцовщиц фламенко. Испанскую страсть и женские козни вполне успешно воплотили Елена Ряшина и Ксения Храмова, интригующие против Альмавивы. Все, как и сейчас – женщины начинают, и выигрывают!

Несчастный Керубино (Алексей Захаров), исполнивший стриптиз на сцене, удивительно хорошо поет романсы в честь графини, но вполне довольствуется синицей в руках, заполучив в свои объятия Фаншетту (Алена Козлова). О, коварство мужчин так и не искоренили за эти столетия! Под нажимом обстоятельств, готов жениться на старой возлюбленной и доктор Бартоло (Геннадий Прытков), которого дуэнья Марселина (народная артистка России и Татарстана Светлана Романова) весьма крепко прижала к алтарю – раз обещал 20 лет назад, так сдержи свое слово!

И Фигаро. Центральный персонаж всего этого безумства, закручивающий интриги, словно золотую канитель на веретене судеб, грустный циник, ставший философом под гнетом опыта прошлого, но не разучившийся барахтаться вперед и вверх, Фигаро (заслуженный артист Илья Славутский)… God dam, маэстро!

А еще смех. Смех стоял на премьере такой, что иногда было не слышно, что говорят артисты. Многозначительная заминка Альмавивы, когда ему вручают фату, символ чистоты и невинности, которую он должен возложить на прелестную головку Сюзанны, рассказала о вожделении графа больше, чем текст автора. И вызвала просто оглушительные аплодисменты

ЖЕМЧУЖИНА СЕЗОНА

«Безумный день или …» — постановка эклектика, с тягучим послевкусием игристого шампанского, с лопающимися пузырьками восторга на губах и в душе. Когда каждый жест, каждое па, каждая нотка – это пронизывающий душу призыв никогда не сдаваться и праздновать, праздновать, god dam, даже если у вас есть только один выход. Между прочим, он же и вход!

В итоге Качаловский приобрел неслыханное богатство – премьеру-жемчужину сезона, о которой уже говорят, сладостно причмокнув, сузив от удовольствия глаза и задержав дыхание. А что приобрел зритель? А ему напомнили:

В жизни есть закон могучий: Кто пастух — кто господин! Но рожденье — это случай, Все решает ум один. Повелитель сверхмогучий Обращается во прах, Бомарше живет в веках!

Лика Исаева

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

Источник: http://www.kazan.kp.ru/daily/26435.5/3306468/