Зрители уже привыкли к современному прочтению классики на сцене Казанского академического русского большого драматического театра им. В.Качалова. Постановка по пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба» также отличается творческой изобретательностью, живыми и узнаваемыми характерами, актуальными акцентами в раскрытии темы и эмоциональной заразительностью.
Значительной переработке подверглось само литературное произведение. Сокращение текста, освобождение его от бытовой конкретики и колорита позапрошлого века делает спектакль более современным, условным, поэтическим. Сатирическая комедия заиграла новыми красками, психологическими переливами, философскими обобщениями.
Поднимаемая в спектакле тема любви, поиска второй половинки, подводных течений этого непростого процесса для театра очень выигрышна. Она дает возможность актерам проявить чувственность, темперамент, раскрыть свое человеческое обаяние. Вместе с тем, эта тема достаточно серьезна, актуальна в наши дни, затрагивает за живое.
На психологическую глубину и поэтические обобщения настраивает зрителя и художественное оформление постановки. Режиссер Илья Славутский и художник Игорь Четвертков создали особый фантасмагорический мир. Лаконичное пространство малой сцены, перевернутый вверх тормашками Петербург на декорациях, весьма условные, но тщательно продуманные костюмы (художник по костюмам Елена Четверткова) — все это придает спектаклю стилевое единство, композиционную стройность.
Сам по себе сюжет комедии довольно прост и по времени занимает меньше одного дня. Но в ней дана целая галерея ярких и самобытных образов, дающих актерам прекрасную возможность проявить в полной мере свой талант.
Это, конечно же, женихи Агафьи Тихоновны. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью и внешней характерностью. Режиссер и исполнители осовременили персонажей, сделав их не только комичными, но и весьма узнаваемыми. Похожий на девочку, восторженный и инфантильный Анучкин Никанор Иванович (Алексей Захаров) — воплощение «гламура» с его легкомыслием и оторванностью от реальной жизни. Деспотичный и высокомерный чиновник Яичница Иван Павлович (Александр Малинин) проявляющий прагматизм прожженного бюрократа. Владелец магазина Стариков Алексей Дмитриевич (Илья Скрябин) – уверенный в себе и по-своему обаятельный «бизнесмен», делающий ставку в любовной игре на деньги, материальный достаток, стабильность. И, наконец, неприкаянный балагур и бродяга, неудачливый любитель прекрасного пола Жевакин Балтазар Балтазарович (Виктор Шестаков). Он бойко и непринужденно демонстрирует стандартные приемчики столь популярного сейчас «пикапа», тем не менее, ему уже семнадцатый раз дают от ворот поворот.
В каком-то смысле спектакль получился даже дидактический. Перед зрителями предстала своеобразная «энциклопедия», в которой показаны разновидности искателей «руки и сердца». Если для старшего поколения это просто занимательно, то для молодежи, возможно, даже поучительно.
Очень современно выглядит сваха Фекла Ивановна. Бойкая беспринципная баба, для которой, кроме ее работы и связанной с ней выгоды, ничего на свете не существует. Надежда Ешкилева подчеркивает ее настырность, напористость, безответственность, создавая портрет предприимчивой «деловой женщины». По-особому играет на раскрытие образа и ее костюм: элегантный, строгий, в пастельных тонах, с сумочкой в тон, он резко контрастирует с ее вульгарностью и базарными замашками.
Центральное место в спектакле занимает лирическая тема. Несмотря на ярко зрелищную театральную форму постановки, граничащую с гротеском и пародийностью, история взаимоотношений мужчины и женщины показана достаточно глубоко и правдиво. Герои пьесы – люди не очень молодые: «закоренелый холостяк» Подколесин и засидевшаяся «в девках» Агафья Тихоновна. Это приближает происходящую ситуацию к нашим дням, когда многие, прежде чем создать семью, стремятся получить образование, преуспеть в профессии, а в результате привыкают к независимости, к определенному образу жизни, мышления, который уже трудно поменять. Чем-то эта линия напоминает кинокомедии Эльдара Рязанова, его знаменитые «Служебный роман» или «Иронию судьбы». Такое впечатление усиливает игра актеров, богатая психологическими оттенками и пронизанная тонким лиризмом.
Актриса Елена Ряшина в образе Агафьи Тихоновны одновременно и смешна, и трогательна. Угловатая, простодушная, недалекая, она подкупает своей искренностью и добрым сердцем. Очень убедительно показаны переживания героини, ее мечтательность и вместе с тем, вполне земной прагматизм. Е. Ряшина в этой роли напоминает известную актрису Инну Чурикову, ее выразительные, «говорящие» глаза наводят на мысли о внутренней, духовной красоте, которая и является единственно настоящей.
Очень интересен Илья Петров в роли Ивана Кузьмича Подколесина. В отличии от других исполнителей, он не делает акцента на внешней характерности, а раскрывает свой персонаж, как лирического героя, воплощение естественных человеческих качеств и чувств. Понятно его желание любить и быть любимым, но также понятны и его страхи, стремление к свободе, нежелание обязательств, рутины, притворства. Пространство малой сцены создает особую доверительную связь между актером и зрителями, и надо сказать, что на разных спектаклях, в зависимости от настроения зала он играет сцену бегства немного по-разному.
Символично выглядит в спектакле качаловского театра столкновение позиций Подколесина и Ильи Фомича Кочкарева (Марат Голубев). Это не просто отношения двух друзей, один из которых пассивен и ленив, а другой кипит энергией, планами, неудержимо стремится к победе. Одиозная фигура Ильи Фомича в начале спектакля по-мефистофельски появляется из-под земли, и туда же проваливается в конце. Это явно аллегория. В классической трактовке можно было бы сказать, что он олицетворяет собой «век девятнадцатый, железный». Но сейчас, в веке двадцать первом, эта погоня за переменами, господство действия над мыслью и чувством выражена гораздо сильнее. Все, что угодно, только не застой — девиз сегодняшнего дня. От цели к цели, в бешеном ритме, не успевая ни осмыслить, ни прочувствовать результаты своих усилий — разве это не наша сегодняшняя жизнь?
В таком контексте бегство Подколесина от скоропостижного брака не выглядит трусостью и малодушием. Напротив. Это вполне оправданный, благородный поступок — защита жизненного пространства человеческой Души от жесткого давления внешних обстоятельств. Ведь человек — не машина. Его чувства должны созревать своим чередом, а отношения развиваться по своим законам. И люди, в идеале, должны сходиться и быть вместе не для какой-то конкретной цели, не из прагматических мотивов, а по велению сердца, наслаждаясь всей палитрой возвышенных и романтичных переживаний.
Увы… Похоже, тем, кто в это верит, уже во времена Н. В. Гоголя приходилось довольствоваться лишь мечтами. Чего уж говорить о нас сегодняшних… Вот такой, знакомый всем конфликт между душевными устремлениями и приземленной реальностью разыгрывается на подмостках.
Искреннюю, доверительную атмосферу в спектакле создают все его участники. Незамысловатую историю о несостоявшемся счастье актеры рассказали с мягким, интеллигентным юмором и большой душевной теплотой.
Айгуль Габаши
Журнал «Идель» №5 — май 2017
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.