В декабре Казанский академический драматический театр им. В.И.Качалова подарил своим зрителям премьеру – ретро-концерт «Когда зажгутся фонари».
Уходящий год – год столетия Великой Октябрьской революции в Качаловском театре, далеком, впрочем, от политики, был отмечен появлением двух спектаклей, которые объединяет одна немаловажная черта. И в том и в другом поразительно точно схвачена атмосфера первой трети XX века. В спектакле «Бег» Славутскому-старшему удалось передать то ощущение сначала надвигающейся, а затем свершившейся катастрофы, непоправимого слома обычного порядка вещей, хаоса, точки невозврата, которое владело героями одноименной пьесы М.Булгакова. В ретро-концерте Славутского-младшего «разворочённый бурей быт» кое-как восстановлен, в нём новые песни перемежаются песнями дореволюционными, анархические сочетаются с лирическими. В ресторанчиках и кабаках, которые Есенин называл трюмом корабля «Страна Советов», эти песни объединяли осколки блестящей аристократии и тех, кто роскоши даже не нюхал, кто ранее нежился во дворцах и тех, кто в эти дворцы, сделав их коммунальными квартирами, перебрался. И те и другие отдыхали здесь душой от грохота, лозунгов, клекота, скрипа, лязга и натужного гула неугомонного социализма.
Внешне Малая сцена театра Качалова стилизована под кабаре. Драпировка из органзы, которая в соответствии с характером песни меняет свой цвет, становится то роскошно золотистой, то насыщенно-синей, то холодно-серебристой, то заливается тёплым малиновым или пурпурно-алым (художник по свету – Денис Солнцев (г.Санкт-Петербург)). Костюмы актёров: концертные платья «рыбий хвост» — у женщин, фраки — у мужчин. Флегматичная торжественность их лиц, словно на этой сцене, в этой обстановке они проводят (и имеют успех!) из вечера в вечер. Живой оркестр, музыка, танцы – всё это собирательный образ ресторана средней руки.
Кабаре и драматический театр – казалось бы, какая связь?! Самое интересное, что режиссеру и актёрам удаётся филигранно обходить мели, балансировать на тонкой грани между эстрадой, как популярно-развлекательным жанром, и драматическим театром, тем самым приближая искусство к нашей жизни и быту настолько, что песни из репертуара Петра Лещенко, Изабеллы Юрьевой, Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Вадима Козина становятся той осью, вокруг которой вращается мир.
Не второстепенную роль играет ансамбль танцоров. Четыре пары актёров театра, занятых в этом качестве, работают так, что их задору, слаженности, внятности пантомимы могли бы позавидовать профессиональные исполнители, ведь танцевать артисты порой умудряются даже сидя, одними плечами и носочками ног (хореограф – заслуженный работник культуры России и Татарстана Сергей Сентябов). Городской романс, танго, вальс, а зачастую зажигательные танцы, фокстрот, чрезвычайно удивляют артисты мастерски исполненным степом.
Особый шик спектакля – костюмы (художник по костюмам Рустам Исхаков). Присущее качаловскому театру чувство вкуса не отказало ему и на этот раз. Платья девушек: плотно обхватывающий фигуру лиф, юбка-солнце, рукава-фонарики, подчёркнутые контрастным черным, элегантные туфельки на каблучках и чёрные агаты в сережках, а также стильные костюмы и щегольские ботиночки их партнёров – всё сделано в соответствии с той эпохой в безукоризненном современном исполнении.
Каждая песня благодаря актёрской и режиссерской подаче превращается новеллу, те сплетаются в рассказ о жизни, любви, думах, страхах и радостях нескольких поколений. Достаточно привести маленький пример: под песню «Татьяна, помнишь дни золотые» — одну из лучших песен Петра Лещенко, языком танца пара рассказывает о восторге любви, сливается в жарких объятьях, но впереди холодок пресыщенности, измена, ревность и… возвращение — новая встреча с любимым, когда объятия еще бережнее, чем прежде.
Более того, в режиссуре Ильи Славутского старые, многим знакомые песни приобретают глубокий философский смысл. По большей части это достигается умело подобранными стихами, большинство из которых созданы в те же годы, что и песни. К примеру, эпиграфом к одному из хитов Леонида Утёсова «Ты не только съела цветы», в которой герой изливает душу корове-пеструхе, стало детское стихотворение Валерия Брюсова «Мыши», написанное 1899 году. Серые зверьки поселились в доме, попривыкли к безобидным великанами, «расхрабрились, …их проказ не счесть…». Но вывод автора: «так мило знать, что с нами вместе жизнь другая есть» неожиданно звучит более глубоко, чем звучал бы в детстве. Быть может, не только мы наблюдаем за их жизнью, но и они на нас «глядят», сочувствуют или осуждают.
На определенные размышления о неслучайности нашего появления на свет и неотвратимости смерти, о смысле жизни, натолкают нас слова автора спектакля, почерпнутые из Лирических эпиграмм Самуила Маршака:
Все умирает на земле и в море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рожден.
Но, сознавая жизни быстротечность,
Он так живет — наперекор всему, —
Как будто жить рассчитывает вечность
И этот мир принадлежит ему.
Вслед за И. Буниным Илья Славутский сетует: «У нас нет чувства своего начала и конца», размышляет над тем, счастье или несчастье знать, что наша жизнь конечна. И слова песни Петра Лещенко «Когда зажгутся фонари», ставшие названием спектакля, слова с которых он начинается, совсем иначе звучат в его финале. Как-то незаметно автор приводит зрителя к пониманию того, что прошлое – это золото, которое не исчезает напрасно. «Идут годы, и многое начинает казаться незначительным, а старые фотографии напоминают о чём-то важном, о том, что во все времена человек хочет быть счастливым и любимым».
Сам автор идеи и сценического исполнения Илья Славутский в своем произведении играет главную роль. И для тех зрителей, что впервые услышат его вокал, станет откровением мягкий приятный тембр его голоса. Второй солист – артист театра Алексей Захаров, исполнитель с большим артистическим дарованием, производит впечатление тончайшим интонированием и темпераментом исполнения. Широтой вокального диапазона удивила зрителей исполнительница целого ряда песен Эльза Фардеева, четвертой солистке, Елене Ряшиной, более всего удавались романсы. Лучший из них «Я ехала домой» она исполнила очень проникновенно.
Словом, как ни банально это звучит, театр им. В.И. Качалова в очередной раз выпустил качественный продукт — в нём не только всё продумано до мелочей, стильно и изысканно, зритель получает массу эмоций. И «Ретро-концерт», где много танцев, песен и стихов, имеет все шансы стать настоящим подарком для людей сознательного возраста.
Ирина Ульянова
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.