Можно ли собрать жизнь из осколков? На этот вопрос попытался ответить Илья Славутский, поставив на Малой сцене Качаловского театра пьесу Александра Володина.
Они встретились через 17 долгих лет
Вспоминая экранизацию, где, несмотря на появившийся свет и цвет к концу фильма, так и ждешь серого в Казани. Что могло еще быть в конце 50-х годов прошлого столетия, когда быть членом партии – почетно, наряды невзрачные, а визит девушки после 22.00 – жуткий криминал и позор? Никакой радости и свободы. Вот только удивительный актерский ансамбль, подобранный режиссером, словно заново расписал всю пьесу своей игрой и отношением друг к другу.
Пересказывать сюжет не приходится – те, кто родился и вырос в советские времена, помнят эту экранизацию по картине с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным. Может, среди казанцев есть и те, кому довелось увидеть первую постановку пьесы на сцене Большого драматического театра Георгием Товстоноговым. Но время прошло. И потому с удивлением услышала от зрителей-студентов, что это совершено новое видение пьесы, что она ожила, заиграла, что появилась реальная надежда на будущее у пары Тамара-Ильин. Значит, история 70-летней давности актуальна и сейчас? И те, кого ныне называют молодежь не просто знают творчество когда-то истинно советского драматурга Володина?
История отношений рассказана шестью актерами
Конечно, знают. Ведь, если откинуть пафос и политику в сюжете, то Славутский поставил пьесу о вечном – как из-за недосказанного, не понятого и не объявленного важно не потерять самое нужное в своей жизни. Когда-то жизнь обоих – и красавицы Тамары, прозванной Звездой, и принципиального Ильина, разбилась на осколки. Это именно они на заднике сцены рассказали все о них – чистые отношения двух влюбленных оказались в водовороте войны, и острые грани зеркала любви еще могут, соединившись, создать одно целое. Метафора, весьма прозрачно и лаконично обозначенная главным художником Качаловского Александром Патраковым, и без слов рассказывает судьбу героев.
Словно осколки судьбы их история
Для середины прошлого века такие истории – где главные герои не передовики производств и самые знатные доярки или пастухи, а простые люди, были как глоток свежего воздуха. Совсем скоро будет оттепель. На короткий период, потом упадет железный занавес. Вот только за ним уже будут мятущиеся души людей. У них будет все по настоящему: ошибки в жизни, скверные привычки. Кто-то еще, как Тома, идеализирует и себя, и предмет своей любви. Вот только эти путы общественного мнения уже рвутся, и из кокона «мастера производственного участка и члена партии» появляется на свет очаровательная женщина, готовая бежать за любимым на край света, вытаскивая его из собственного заблуждения: человек должен быть верен своему предназначению. А каково оно на самом деле – не знает никто. Только любящие сердца.
Они встретились через 17 долгих лет
Поэтому Елена Ряшина в роли Тамары сумела показать, как за пять вечеров перед самым Новым годом может измениться человек, женщина, которая словно замерла на долгие 17 лет, когда провожала на фронт своего любимого Ильина (его играет Илья Петров). «Видишь, какая бесчувственная у тебя будет жена». Видим. Как меняется в лице появившийся из ниоткуда Ильин, когда Иван Овчинников в роли Славика словом и критикой в адрес воспитавшей его тёти задевает его возлюбленную. Тонкая грань между ними рвется на глазах, когда Тамара произносит «Что бы было, если бы я за кого-нибудь вышла замуж». Ильин уходит, но ты уже знаешь, что он вернется. Столько боли и женского призыва было в ее голосе, что не вернуться он уже не мог. Появившись впервые, он был искусственно подогрет желанием показать, что у него все хорошо. Ильин и сам недоволен тем, что надежды его самого, знакомых и близких в отношении подающего большие надежды студента-химика не сбылись. Вот и рисует перед всеми образ успешного и довольного жизнью человека. Бравада не помогла – сострадание Тамары разбило защитную оболочку, и робкие надежды на будущее обретают свою путеводную звезду.
Славик не помнит друга тетки
Отдельная история – это Славик (Иван Овчинников) и его подруга Катя (Мария Шеховцова). Удивительно светлые и трогательные молодые люди, полные искреннего желания жить и любить. Простушка Катя дарит не только Славику, но и Тамаре, и Ильину, то, чего им не хватает – откровенности. Она открыта, готова на все, чтобы возлюбленный чувствовал себя комфортно, и именно это ее желание помогает Славику определиться, что эта звонкая синичка в руках – настоящая жар-птица, одаривавшая его самым светлым чувством – любовью.
Всего один акт появляется на сцене Анастасия Королева в роли продавщицы из бакалейного отдела. А словно бы все успели узнать про нее все – с момента рождения и до встречи с Ильиным. В красных лодочках и бусах на ее декольтированной груди словно выписано желание обрести свое женское счастье. По-бабьи она утешает Тамару, резюмируя, как ей кажется, сущность отношений Ильина к женщина: «Ушел от меня, и от тебя ушел». Вот только сама она уже из другой истории: «Все-то вы бабы знаете, одно не ведаете, почему мы одних любим, других в жены берем».
Краски в их жизнь герои привнесли сами
Особый случай – Тимофеев, его играет потрясающий Илья Скрябин. Тонко показать едва возникший мужской интерес к Тамаре, моментально себя остудить и попытаться облегчить ее боль от возможной потери – дано не всем мужчинам, но именно Скрябин в этой истории олицетворяет ту брутальную надежность, что ценится женщинами во все времена. Пусть его друг Ильин выигрывает внешне, его мятежная натура заставляет женщин брать его словно под материнскую опеку, но только рядом с таким, как Тимофеев, можно жить как за каменной стеной. И зритель начинает ценить этого персонажа, отмечая безукоризненный образ, созданный артистом.
В зависимости от градуса и направления сюжета, появляются краски радости – оранжевые апельсины, благородно-жемчужно-серое платье героини, и алые бусы на шее Зои. Настроение показывают и костюмы, придуманные и изготовленные Рустамом Исхаковым. Уже не пятидесятые, но еще и не восьмидесятые, но настоящая классика, модная во все времена.
Все у них будет теперь хорошо
Создатели признались, что атмосферу советского периода жизни выстраивали сами, раскопав на антресолях старые утюги, вазы, елочные украшения и даже гладильную доску. А как еще это могло быть – пьеса то о нас с вами, о нашем прошлом и нашем будущем. Главное, не выбрасывать осколки судьбы – они срастаются даже через 17 лет.
Текст и фото: Лика Исаева
Источник: https://www.kazan.kp.ru/