1-181/2015
На Малой сцене Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова режиссер Илья Славутский поставил «Мышеловку» Агаты Кристи.
Написанная в 1952 году, эта самая известная пьеса королевы детектива по сей день успешно идет на театральных сценах по всему миру и неоднократно экранизировалась.
Частный пансион в пригороде Лондона занесен снегом, постояльцы и хозяе- ва в плену у стихии, один из них — убийца. Детективная интрига традиционно для Агаты Кристи подкреплена выходом на нравственные проблемы, множеством любопытных психологических деталей, «фирменной», неподдающейся предугадыванию развязкой и притягательнейшей атмосферой старой доброй Англии.Проявляя достоинства пьесы, Илья Славутский ставит завораживающий, умный и необыкновенно стильный спектакль, где перипетии детективного сюжета — только фон для перипетий куда более глубинных историй о людях. Здесь, безусловно, гла- венствуют законы жанра: факты запутыва- ют и уводят зрителя от преждевременной разгадки. Но расследование убийства ста- новится для режиссера менее важным, чем распутывание клубка страстей, скрытых за будничными заботами и досужими разговорами. И режиссеру удается не только вовлечь зрителя в этот двойной процесс, но и вместе с ним выйти в финале на размышление о неизбежности моральной ответственности человека за содеянное.
Начало спектакля — как рождественская открытка: уютная светлая гостиная с мяг- ким белым ковром, мерцающие отблес- ки в камине, падающий снег (видеопроекция снегопада охватывает все камерное пространство малого зала). Нарушает идиллию только музыка, пульсирующая мелодия которой тревожит, предсказывая недоброе. Темп спектакля нарастает постепенно. Тягучая размеренность и основательность первых сцен дают возможность «внедриться» в спектакль на уровне мысли, чтобы провести свое внутреннее расследование и попытаться вычислить убийцу.
Неспешное в первом акте пьесы развитие действия Илья Славутский обращает в почти гипнотическое погружение зрителя в атмосферу респектабельного английского детектива с его изяществом, неспешностью, достойным шиком, иронией и главенством разума. И главное, что в «Мышеловке» покоряет и просто затягивает в воронку эстетического наслаждения — это безупречный стиль. Этот спектакль можно назвать территорией Стиля.
Стиль во всем. В строгих линиях легкой, буквально «залитой» белым цветом сценографии Александра Патракова. Ощущение слепящего, все засыпавшего снега. И кажется, что под сугробом оказался не только пансион, но и чувства, мысли, воспоминания пленников стихии. Кажущиеся сплошными белоснежные стены гостиной, где разворачивается действие, на самом деле собраны из подогнанных друг к другу веревок, трепещущих от любого дуновения. И это постоянное движение дает ощущение то и дело врывающегося ветра. Точное попадание в стиль — и в отсылающих к 50-м изящных силуэтах костюмов Рустама Исхакова. Они по-английски элегантны и очень точно во всех смыслах «подогнаны» под своих обладателей: как под фигуру, так и под характер.
Стиль во всех деталях и в отсутствии пренебрежения к деталям. Здесь нет ничего неважного, все идеально подобрано, все красиво, добротно и недешево: от камина и радиоприемника до отрывного календаря и фонарика. И в этот созданный режиссером и художниками стиль идеально впи- сывается актерский ансамбль, существую- щий в филигранном взаимодействии и на одном, общем для всех дыхании. В первую очередь, благодаря артистам этот спектакль — не детектив, а детективная история. История о людях.
Умная, сдержанная, деловая и лаконичная в словах и жестах хозяйка пансиона Молли Рэлстон в исполнении Елены Ряшиной с истинно английским тактом организует жизнь как собственного мужа — уравновешенного и немногословного Джайлса (Александр Малинин), так и всех малосовместимых друг с другом постояль- цев. Чопорной миссис Бойл (Антонина Иванова), педантичного майора Меткафа (Илья Петров), едва сдерживающей темперамент мисс Кейсуэлл (Ирина Вандышева), неуравновешенного иппохондрика Кристофера Рена (Алексей Захаров) и галантного Паравичини (Илья Скрябин). Даже ведущий расследование эмоциональный и надоедливый сержант полиции Троттер (Марат Голубев) — неотъемлемая часть этой разношерстной компании, где под подозрение попадает каждый.
Детектив не прощает актерских промахов, и здесь их нет. Артистам удается сыграть характер, индивидуальность, свою историю, с одной стороны, не выдавая раньше времени того, что выдавать не положено, с другой — сохраняя перспективу роли, не позволяя зрителю задним числом уличить их в фальши и несоответствии обстоятельствам.
Более того, само существование артистов — вдумчивое, неспешное, в точной сцепке фраз, слов, интонаций, взглядов, как бы перетекающих от одного к другому — тоже стиль, тоже атмосфера. Самое же замечательное, что в самой этой игре со стилем, в этой игре в респектабельный английский детектив улавливается очаровательная легкая ирония, возможная только в по-настоящему хорошем спектакле.
Дина САФИНА
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.